ЮРКИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА
Юркина Татьяна Ивановна
Есть люди, встреча с которыми оказывает очень большое влияние на всю дальнейшую жизнь.
Этих людей потом по праву называешь своими учителями. Иногда Учитель остается в твоей душе навсегда, и время от времени ты сверяешь свои поступки и жизненный путь с теми постулатами, которые Он - стремился привить в детстве. С годами же все больше ощущаешь ответственность за возможность называться одним из Его учеников. По всей стране и далеко за ее пределами тысячи, даже десятки тысяч человек могут с гордостью сказать о себе: я когда-то учился уТатьяны Ивановны ЮРКИНОЙ.
Мне очень не хотелось бы наводить некий хрестоматийный глянец на даже не портрет, а только штрихи к портрету этого Учителя (именно так, с большой буквы), хотя такая опасность и такой соблазн всегда существуют. Поэтому не буду расставлять оценки, а больше предоставлю слово самой Татьяне Ивановне, тем более что словом она владеет замечательно, не зря проработала учителем словесности, истории и обществоведения около сорока лет, еевыступления на предприятиях города в качестве лектора - международника до сих пор памятны многим горожанам.
Недавно Татьяна Ивановна отметила свой большой юбилей, какой - не скажу, потому что мне не поверят, что в таком возрасте человек может быть столь молод и энергичен. Да-да, многие молодые люди постоянно выглядят такими унылыми, скучными и подавленными, словно только что, простите, похоронили кого-то из близких, хотя это не так. Вечное недовольство судьбой, обида на нее, обида на окружающих в конце концов превращает их в вечно брюзжащих угрюм-бурчеевых, а уж подлости в каждом хватит на десять душ. Но и казенные оптимисты, записные остряки тоже могут вызвать тоску. Татьяне Ивановне нет нужды притворяться или стараться выглядеть как-то по-другому, нежели она себя ощущает. Она всегда такая, какая есть на самом деле: подвижная, энергичная, наполненная неиссякаемым оптимизмом. Как бы не складывались внешние жизненные обстоятельства.
Мне долго не удавалось записать эту беседу, пришлось побегать, пришлось просто, устроить настоящую охоту за своей бывшей классной руководительницей. Упорство вознаграждается, и я наконец получил возможность не торопясь задавать вопросы и слушать ответы. И первый вопрос был о людях, которые оказали самое большое влияние на жизнь и характер самой Татьяны Ивановны.
Сейчас, с позиции времени, я все больше и больше думаю о своих родителях, которые стояли у истоков моей судьбы. Семья у нас была большая - девять детей. Вот ты представь только на минутку. Маме было 36 лет, когда мы приехали в Сибирь в 1951 году, до этого жили в городе Великий Устюг, и она именно здесь, в Сибири, родила и девятого ребенка. Я была пятой. Родилась 20-го сентября 1941 года, это уже три месяца, как шла война. И мама в тот день убирала картофель, тогда же женщинам бюллетеней не давали. Едва мне исполнилось 20 дней, как меня устроили в круглосуточные детские ясли. Через два месяца папа ушел на фронт, и мама осталась одна с нами, с пятью.
Краснеть ни за кого не пришлось...
Вообще я как-то все больше убеждаюсь в жизни... Вот есть такая мудрая татарская поговорка: самый счастливый человек тот, у которого самая большая родня. На самом деле так оно и есть. Мама с папой у нас были педагогами, иногда было очень трудно в смысле экономическом, но я ни разу ни от папы, ни от мамы не слышала, чтобы они хотя бы пожалели о том, что вот кто-то из нас появился на свет. Ни разу! И вот как-то так получилось, что пятеро из нас живут в Сибири, а четверо - в европейской части страны. Они там постоянно встречаются, мы тут постоянно встречаемся, но хотя бы раз в три года обязательно все приезжают сюда, потому что могилки папы и мамы здесь. И все время думаю над тем, как они в таких условиях сумели нас воспитать такими дружными, заботливыми! Ни за кого из нас не пришлось в жизни покраснеть, все вырослиЛЮДЬМИ-
Любви может научить только семья
Педагогические склонности, стали зарождаться во мне с 10 лет, когда умерла мама, для своих братьев и сестер я стала всем на свете. Еще были студенты, которые часто приходили к нам в гости, папа в то время был директором техникума, и я, маленькая, не могла не замечать, с какой любовью и с каким уважением молодые ребята относились к нам.
Поэтому, конечно, для меня самый большой идеал в жизни, несомненно, мои родители.
Вообще детство свое считаю оченьсчастливым. У нас в семье очень много хороших традиций. Помню, как всегда интересно отмечали дни рождения, сколько детей приглашали. Хоть и небогатые эти дни рождения были, но само душевное человеческое общение много значило. Думаю, что это во многом научило меня любить людей и относиться к ним с уважением.
Это может дать только семья. Хотя маму мы даже видели не очень часто, она работала сразу в нескольких учебных заведениях, но каждый вечер, уже засыпая в кроватке, мы обязательно чувствовали ее поцелуй. Рано утром она нас всех поднимала и уходила на работу, а уж воскресенья - для нас это самые прекрасные дни. Мама такая была кулинарка! Помню, у нас такой огромный стол. Представляешь, когда вся семья садилась за этот стол. Горячая дымящаяся картошка, все соленья, но главное, что в центре стола сидели мама с папой и все мы. Все, у кого случались какие-нибудь за неделю беды, радости, делились ими, кого-то поддерживали, на путь истинный наставляли. Ну а время, конечно, трудное, голодное было. Первая игрушка появилась у меня где-то в 1947 году. Тетя вернулась с фронта, никогда не забуду этот миг, я проснулась, и рядом со мной на кровати лежит большая, огромная кукла. Я снова закрыла глаза, подумала, что это сказка... Открываю глаза: нет, это кукла лежит со мной.
Эта привычка к труду благородная...
В марте 2001 года мы отметили 50 лет, как живем в Канске, уже практически старожилы. Моей родной была 4-я школа г. Канска, кстати, до сих пор жива моя первая учительница Лидия Захаровна Соловьева, вот только сегодня ее встретила - расцеловались, обнялись. Ей уже за 80, но, думаю, что всех она нас помнит, всегда спросит, как вы там, что... В нашей семье я самая первая сумела получить высшее образование. После окончания школы поехали мы с подругами в Енисейск.
Почему именно туда? Наверно, потому что городок более или менее цивилизованный и нам казалось, главное, что там полегче студентам. Ведь стипендия тогда была 27 рублей. На эти деньги я сама целый месяц жила, еще и ребятишкам всегда, когда приезжала на каникулы, привозила какие-то подарки. Как они радовались! Я уж помалкивала о том, что там иногда приходилось разгружать баржи на Енисее. Училась я очень хорошо, занималась в студенческом научном обществе, ходила в диалектологические экспедиции. Преподавательница все время говорила: "Таня, надо остаться, закончить аспирантуру, потом идти на преподавательскую должность". Но я все время говорила, что я никак не могу, у меня очень большая семья, я уж теперь должна приехать домой, зарабатывать деньги, потому что, как бы то ни было, четверо в семье были младшие.
"Здравствуйте, дети!"
Эту фразу я произнесла впервые войдя в класс 15 ноября 1963 года - это мой первый трудовой день. Тогда заведующий ГОРОНО был Иван Федорович Титов. А у меня в дипломе было записано, что я преподаватель русского языка, литературы и истории. И плюс еще немецкий язык. И Титов "уцепился" за этот немецкий язык, чтобы я вела его в школе, но я упорно отказывалась. Но тут призвали в армию преподавателя истории в 7-й школе г. Канска, и я получила туда направление. Меня принимал на работу Василий Иванович Иванов, а потом директором стал Владимир Петрович Заворуев. Завучем - Вера Ивановна Михайлова. Сразу мне дали классное руководство в 11-м классе и поручили вести уроки истории тоже в старших классах - девятых, десятых, одиннадцатых. Я пришла домой, говорю: не пойду в школу! Там ученики, они ведь выше меня. Страшно было! Да и разница в возрасте от силы пять лет, мои первые выпускницы недавно уже пошли на пенсию. И вот не хожу в школу день, два, три. Потом приходит Владимир Петрович, говорит; "Что же это такое, вы включены в расписание, дети вас ждут, а вы в школу не ходите?! Не бойся, меня вот сразу назначили директором - и пришлось работать. Давайте, а то иначе я вас завтра уволю."
Ну я и пошла. Это счастье, что коллектив такой хороший, я его до сих пор с любовью вспоминаю. А потом, как говорится, закрутилось, завертелось. Сейчас часто думаю об этом: вот все говорят, пускай в школе работает старшее поколение, на их стороне опыт, мудрость.
А мне кажется, что в школе должна в основном работать молодежь. Вот мой самый первый, 11-й класс - чего мы с ними только ни делали! И в походы ходили по местам боевой славы, в Тасеевскую республику, и с агитбригадой - ребята были такие музыкальные, быстро ее сколотили - куда только ни ездили! Я лекции читаю, они выступают... Какие там выходные - все субботы и воскресенья с ребятами. Дома у нас тогда стояло пианино, сестрички играли, в школе его не было. Ребята говорят: давайте мы к вам будем приходить, а я говорю, бога ради, приходите, репетируйте.
Окна откроют, особенно по весне, песни льются прямо на улицу Ленина. Потом, на выпускном вечере родители признались, что поначалу они хотели возмущаться, что дали в классные такую молоденькую...
Каждый ребенок - личность
- Но вообще, я как-то сразу, с первых минут своей работы поняла вот что. Во-первых, ни в коем случае детей никогда нельзя унижать, а во-вторых, в каждом ребенке надо видеть настоящего и будущего человека. И относиться нужно к нему не как к школьнику, а как к личности. Кто из наших школьников вырос - те же учителя, те же директора, врачи, руководители предприятий, административных структур, командиры производства, юристы, бизнесмены и так далее. Всегда, когда на педсоветах разбирали чье-то поведение, порой говорили учителя: он так хорошо учится, и совершил такой проступок! Или наоборот: девочка еле-еле училась на тройки, а так хорошо вышла замуж, стала такой хорошей мамой, так удачно у нее складывается жизнь. Я всегда считала, что оценки - это не главное. Как-то учился у нас Толя Г., хулиганистый такой мальчишка. И вот я куда-то бежала, опаздывала, а он уже в это время работал на рейсовом автобусе. Он останавливает - не на остановке, я захожу в автобус, а какая-то женщина ему начинает говорить: что это такое, да мы сообщим куда следует и так далее. А он отвечает: если бы надо было, я бы и на повороте остановил.
Дети везде одинаковые
Я поработала во многих школах нашего города и давно пришла к выводу, что дети, в общем-то, всюду одинаковые. Но район 7-й школы мне все-таки особенно дорог. Конечно, сейчас очень много детей с трудными судьбами, потому что и в обществе развал, и в семье. Но если этот несчастный ребенок будет чувствовать в школе любовь и уважение к своей личности, пусть он не будет учиться только на 4 и 5, но будет добрым отзывчивым и активным, то с ним можно будет горы свернуть. Эту мысль я старалась внушить и будущим учителям, когда работала в Канском педагогическом училище. Это тоже немалый кусок жизни, целых 17 лет. Мы там создали группу "МИГ-41", что означает "Мы ищем героев 1941 года". Собрала группу ребят, и стали мы работать над такой темой: "Учитель в солдатской шинели". Взяли фотографию выпускников 1941 года, всех до одного нашли, кого погибшим, кого без вести пропавшим, многих живых, работавших в пределах Красноярского края. Сколько мы тогда совершили походов малой боевой славы в Ирбейский, Дзержинский и Абанский районы, собрали, кого смогли, почти через сорок лет после выпуска, в училище. С этой группой мы нашли троих, числившихся без вести пропавшими, точнее, их могилы на Украине, под Курсом и в Ленинграде. Ребята мои получили навыки и опыт поисково-исследовательской работы, а трудиться им предстояло в сельской местности. Мы тогда создали в педучилище такой богатейший - и единственный в крае среди учебных заведений музей!.. Он оказался потом разрушенным, наш музей, и у меня до сих пор от этого осталась такая боль в сердце... И вот мы когда говорим о любви к Родине, о патриотизме, я всегда думаю: зачем нам какие-то красивые слова, зачем нам воспитывать на образах, которые от нас далеки, если рядом с нами настоящие герои остаются неизвестными. И я думаю, что историки в школе должны учить не только на самых больших примерах, но научить детей душой и сердцем прикоснуться к этой истории, которая часто делается на нашей улице.
Отдавая частичку своего сердца людям
- Я порой очень жалею, что оставила школу. Ведь почти 40 лет моей педагогической деятельности уже! В прошлом году работала в 4-й школе, преподавала "Право и политику", мы с ребятами создали клуб, названный "АЮЮ в квадрате" - ассоциация юных юристов. Там нам ребятишки задавали всякие вопросы, а мы на эти вопросы давали ответы. И какие увлеченные дети, настоящие исследователи! Вот многие говорят: работаю в школе, до чего тяжело, до чего трудно... Это так, конечно. Еще и потому, что государство не ценит по-настоящему труд учителя. Учителям надо бы побольше платить, это ясно и понятно. А все равно наша работа прекрасна!
Ведь если детям - отдаешь частицу своего сердца и души, то они всегда ответят тем же самым, хоть через много лет, даже если не тебе, а другим людям.
Я всегда так близко к сердцу принимаю беды и радости своих учеников, всегда думаю и вспоминаю о них. И всегда желаю вам, чтобы у вас на первом месте была семья: будет у вас хороший, надежный тыл, наверное, тогда в жизни многое чего можно сделать. Конечно, мне радостно, что и меня помнят многие.
Спасибо коллегам-учителям! В праздник я подниму тост за это неугомонное, всезнающее, думающее, любящее учительское племя!
Желаю всем ученикам города иметь таких педагогов, которые в своем сердце, душе несут не только знания, но и любовь к детям. К этому обязывает нас наша профессия - любить детей, радоваться их успехам, переживать с ними беды и невзгоды. И тогда дети нам ответят взаимной любовью на долгие годы.
О многом мы еще говорили с Татьяной Ивановной, что не вместилось в газетные строчки, многое вспоминала она из прошлого, размышляла о настоящем. Как, например, впервые возила целый класс - 30 детей! - в Москву и какие они там пережили приключения (все закончилось хорошо). Или как организовывали; встречи выпускников (они памятны и нам, вашим ученикам). "Работа педагога не даст постареть", - говорили вы, и это правда: вы не стареете. Одно лишь не дает мне покоя, и с этим я, пользуясь счастливой возможностью, хочу обратиться к городским властям.
Скромность Т.И. Юркиной никогда не позволит ей о чем-то просить или ходатайствовать за себя, она всегда говорит в пользу других. В городе немало замечательных людей, мы их знаем. Т. И. Юркина - одна из них и, без сомненья, достойна того, чтобы быть Почетным гражданином города. Она, впрочем, таковым и является. Нужно лишь формально и документально это закрепить, не откладывая дело в долгий ящик. Это же скажут и тысячи, десятки тысяч ее учеников.
Сергей ТИТОВ
«ПАМЯТЬ НА ВЕКА»
Презентация книги под таким названием состоялась в городской библиотеке имени Чехова.
В уютном зале библиотеки собралось более 60 гостей. Среди них друзья, ученики и члены семьи Татьяны Юркиной, автора книги о своей семье, материал для которой собирался в течение многих лет. Она посвятила этот вечер светлой памяти отца, Ивана Ан-дриановича Юркина, участника Великой Отечественной войны.
Перед глазами присутствующих одна за другой открывались страницы жизни огромного и дружного семейства, в котором родители воспитывали у своих девятерых детей любовь к родине, трудолюбие, милосердие и благодарную память к потомкам славного рода, выходцев с русского Севера. Много слов благодарности и признательности в адрес автора этой необычной книги прозвучало в этот вечер. Каждый из присутствующих задумался о том, что он сделал для того, чтобы сохранить память о своей семье для будущих поколений.
"Канские ведомости" 09.04.2010 год